Rambler's Top100    Сделать стартовой   |    Добавить в избранное   |    Реклама на 4х4             

  4х4 | Обзоры

  Главная | Обзоры 4х4  | Редкие
Лопасня ВМ: Теория против практики
03-11-2005 – Jeeper


Познакомившись с конструкцией снегоболотоходов Лопасня ВМ, мелкосерийный выпуск которых наладила ассоциация Арктиктранс, многие люди, даже поверхностно знакомые с азами инженерии, скажут, что так машины строить нельзя. Хотя бы потому, что шестиколесное транспортное средство с постоянным полным приводом, но при этом с понижающей передачей только для двух передних осей ездить не будет. А вездеход, лишенный герметичного водоизмещающего кузова, утонет в первом же болоте. Но Лопасня ВМ ездит. И плавает.

Лягушка? Тритон? Саранча? Тоска зеленая! У автомобилистов-шоссейников такие «кракозябры» вызывают усмешки — ни дизайна, ни комфорта, ни скорости… Но я-то знал, что на испытательной трассе полигона НАТИ нелепая внешне Лопасня ВМ преобразится. И все же не спешил садиться за руль и лезть напролом к хорошо знакомому болоту. Странная машина… Передняя подвеска — на поперечных рессорах. Выглядит архаично и напоминает довоенные автомобили. Колеса средней и задней оси подвешены на поперечных рычагах с пружинами, но приводных валов почему-то не видно. Открываю заднюю дверь, снимаю крышку моторного отсека и растерянно хлопаю глазами. Места в «машинном отделении» столько, что хоть кочегара сажай — агрегаты как на ладони. Но все не по-людски! Атмосферный дизель Ford рабочим объемом 1.6 л стоит не вдоль, как на подавляющем большинстве вездеходов, и не поперек, как на многих переднеприводных автомобилях, а почти «диагонально».

Ныряю глубже в моторный отсек — и нахожу объяснение «кривой» компоновке: идущие от «переднеприводной» коробки передач полуоси при таком раскладе лучше стыкуются с карданами трансмиссии. Первый вал уходит от коробки на задний межколесный редуктор и через спрятанные в рычагах полуоси передает крутящий момент к колесам задней оси. Второй тянется к раздаточной коробке с дифференциалом, которая передает момент на межколесные редукторы «носа» и «центра». Все бы ничего, если бы не двухрядная раздаточная коробка: получается, что если включить понижающую передачу, то увеличенный крутящий момент будет передаваться только на колеса передней и средней осей. А поскольку привод на заднюю ось не отключается, то… все рассогласования придется «пережевывать» дифференциалу коробки передач.

Если подходить к такой схеме с классическими мерками, то «избирательный демультипликатор» и впрямь выглядит глупостью. Но у парадоксального решения есть обоснование. Дело в том, что трансмиссия Лопасни ВМ спроектирована так, что все дорожные и внедорожные задачи машина может легко решать на «верхнем» ряде раздатки: «максималка»

(45 км/ч) достигается на четвертой передаче, а «ползущий» режим (3,8 км/ч) обеспечивается на первой. Демультипликатор же нужен не для редукции, а для перераспределения крутящего момента между осями. При выезде из болота, выходе из воды на лед и преодолении коротких крутых подъемов такая «асимметрия» позволяет колесам передней и средней осей увереннее цепляться за твердые участки грунта. А чтобы при этом не пострадал «буксующий» дифференциал в коробке передач, долго ездить на «нижнем» ряду запрещено: демультипликатор на Лопасне ВМ — это лишь средство самоэвакуации.

Архаичная конструкция передней подвески — это тоже неспроста. Как утверждают специалисты Арктиктранса, рессорная схема снижает риск повреждений при наезде на неожиданные препятствия — ледяные торосы, пни или большие камни. А при запредельных нагрузках на трансмиссию разрушится конструктивно заложенное «слабое звено» — приводные полуоси (они взяты от легковой Волги), заменить которые можно в течение пяти минут.

Вот теперь все ясно. Захлопываю дверь-амбразуру и тут же замечаю, что создатели машины сэкономили на стеклах — обзорность оставляет желать лучшего. Проем лобового стекла мал, дверные форточки расположены слишком высоко, а в районе передних стоек кузова неплохо было бы врезать дополнительные «косынки» — иначе боковые сектора остаются слепыми. Придираюсь? Но ведь крайними габаритными точками этой машины являются здоровенные колеса, так что «периферийное зрение» очень актуально! Сидеть за рулем удобно, органы управления расположены на привычных местах, да и с пассажировместимостью все в порядке — по обе стороны от моторного отсека расставлены два трехместных «дивана». Первые метры по грязи вновь заставили чертыхнуться в адрес «слепого» кузова: лишенные защитного «оперения» колеса вмиг превратили свежевымытый борт машины, а заодно и боковые форточки в оштукатуренную грязью стену. Но чертыхнулся — и забыл: какие же это мелочи по сравнению с другими впечатлениями! По-моему, по совокупности ездовых свойств Лопасня ВМ — это самый сбалансированный вездеход на шинах сверхнизкого давления. Уводы мягких покрышек (колеса на этом вездеходе камерные, работающие при внутреннем давлении 0,18—0,3 атм) относительно небольшие, радиус поворота значительно меньше, чем ожидаешь, а привод коробки передач (как правило, самый «замороченный» узел на подобных машинах) радует мизерными продольными ходами рычага и приличной четкостью включений. Дизель, правда, шумит (над звукоизоляцией моторного отсека стоит поработать), но гораздо неприятнее другое: он напрочь отказывается тянуть на низких оборотах! Чтобы уверенно тронуться с места, моторчик приходится «подкручивать». Еще одна особенность мотора заключается в непонятной «задумчивости»: чтобы штурмовать препятствие в упряжке из всех пятидесяти четырех лошадиных сил, утапливать педаль в пол приходится метров за десять — в противном случае непременно заглохнешь. Но если правильно рассчитал поправку, Лопасня ВМ не подведет. По крайней мере, двадцатиградусные грунтовые горки, рвы и даже полноразмерные окопы машина штурмует без особого надрыва.

По-хорошему, скорость таких машин следовало бы законодательно ограничить вдвое, дабы не вводить в соблазн лихачей — Лопасня ВМ провоцирует на «безбашенную» езду и на столь же смелые водные развлечения. А стихия машины — болото. Уверенно стоя на так называемом «полуплаве», Лопасня ВМ легко «шагает» по кочкарнику, слушается руля, в промоинах не заваливается набок и, что важно, дает возможность осмотреться перед выходом на берег. А штурмовать болота надо так. Намечаем ориентир, плюхаемся в топь, разгоняемся — и на ровной тяге пытаемся выйти на противоположный берег. Бояться нечего: «неубиваемая» передняя подвеска прощает жесткие контакты с любыми препятствиями. Зависли? Скатываемся назад в воду, включаем блокировку двух передних осей, «парадоксальный» демультипликатор — и наступаем на педаль газа. Ощущения непередаваемые: в какой-то момент кажется, что болотные черти, обескураженные такой наглостью, сами выталкивают машину на берег. Выехали? Дополнительные рычаги трансмиссии — в первоначальное положение (дифференциал надо беречь!), и можно ехать дальше.

На плаву в болоте или на открытой воде Лопасня ВМ держится за счет водоизмещающего объема колес-пневматиков. Для преодоления водных преград, даже в груженом состоянии, таких «спасательных кругов» хватает с запасом. На сильной волне и при боковых кренах машину подстраховывает клепаный дюралюминиевый кузов, который хоть и не является полностью герметичным, но благодаря высокопроизводительному трюмному насосу вполне может сопротивляться натиску водной стихии.

Насколько живучей окажется «неправильная» трансмиссия вездехода, сказать сложно. Разработчики Лопасни ВМ утверждают, что ресурс всей машины и ее отдельных агрегатов сильно зависит от характера эксплуатации. Три дизельные Лопасни, построенные по аналогичной кинематической схеме, успешно прошли госиспытания и вот уже больше года работают у своих заказчиков. С такой же «неправильной» трансмиссией.

Лопасня ВМ
Колесная формула 6х6
Снаряженная масса, кг 1500
Полная масса, кг 2000
Длина, мм 4550
Ширина, мм 2500
Высота, мм 1900
Шины 1310х535-20
Клиренс, мм 400
Передняя подвеска независимая рессорная
Средняя подвеска независимая пружинная на поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая пружинная на поперечных рычагах
Двигатель атмосферный дизель Ford
Мощность, л.с./об/мин 54/4800
Трансмиссия механическая четырехступенчаная
Привод постоянный полный с возможностью перераспределения момента между осями
Цена вездехода в базовой комплектации, $ 18000
  обсудить в форуме   версия для печати архив обзоров
 
Новости
Новинки
Обзоры
Тесты
Ссылки

Copyright © www.4na4.ru 1998-2011 | Best view: 1024x768

| | |